Предыдущая статья | Следующая статья | Первая страница | "Голубой Огонек" | Архив | Поиск
06.01.99257Полоса 10

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВСТРЕЧИ

Ирина КАРПИНОС для «Сегодня»

"БЕНЕФИС" МИХАИЛА БОЯРСКОГО

О питерском театре "Бенефис" я услышала в 91-м году, когда
многие актеры ринулись создавать собственные театры. Не миновал
этой участи и Михаил Боярский.

В то время его популярность киноактера и эстрадного певца
несколько потускнела, и он эпатировал публику весьма странным
способом: вступлением в компартию в тот момент, когда многие
публично сжигали партбилеты. Будучи Михаилом Сергеевичем, на закате
перестройки Боярский особенно полюбил, чтобы его называли по
имени-отчеству. Правда, коллектив новорожденного театра все равно
за глаза называл худрука Боярином. Тогдашний администратор Михаил
Сидоров рассказывал, как суров Боярин на репетициях, как не выносит
запаха спиртного на работе и запросто может уволить выпившего
артиста. Тогда у театра еще не было своего помещения, репертуара,
постоянного актерского состава. Не верилось, что "Бенефис" выживет,
а его рулевой не погрязнет в административно-начальственном рвении.

Но случилось по-другому. Театр-студия "Бенефис" вскоре стал
государственным (слава Богу, не академическим или национальным), а
народный артист России Михаил Боярский вспомнил об основной
профессии и соединился с небольшим коллективом, чтобы сыграть
спектакль "Интимная жизнь". Эта комедия Ноэля Кауарда в постановке
Левакова завоевала гран-при за лучший актерский ансамбль на третьем
международном фестивале "Зимний Авиньон". Название "Интимная жизнь"
поначалу вызывает опасливые ассоциации: не хотят ли нас угостить
очередным "эротическим" суррогатом?.. Может быть, кому-то и не
терпелось увидеть коммуниста Михаила Сергеевича неглиже, но, скажу
честно, я очень боялась его превращения в разудалого стриптизера.

Когда на сцене появился рояль, на котором что-то наигрывал одетый
вплоть до неизменной шляпы Боярский, от сердца отлегло. Публика
аплодировала, Боярский, покуривая, вполголоса напевал, надувные
декорации изображали тропическое побережье. Герой народного артиста
Ноэль предвкушал медовый месяц. А потом пришла новобрачная Сибил
(Анна Алексахина) и чуть все не испортила. Было похоже, что вместо
несостоявшегося стриптиза сейчас начнется очередная серия "Дикой
мимозы". По счастью, Ноэль оказался нормальным мужчиной, а Боярский
-- артистом. Сарказм реплик Ноэля моментально дал понять, что
райского наслаждения у этой пары не будет.

Очаровательна и вторая пара молодоженов: Виктор (Сергей Мигицко) и
Аманда (Лариса Луппиан, в жизни реальной -- жена Боярского).
Пластика Сергея Мигицко настолько виртуозна, что каждое его
движение вызывает смех в зале. Что касается приза за лучший
актерский ансамбль, позволю себе согласиться только наполовину:
Боярский и Мигицко действительно великолепны в образах двух
антиподов. Они настолько "рельефны", что актрисам остается только подыгрывать.

"Интимная жизнь" -- этакая легкая подначка над несуразностями в
наших взаимоотношениях с близкими и чужими людьми. Благодаря
хорошему переводу, в диалогах сохранилась изящная игра слов.
Спектакль смешной и трогательный, и судя по бурной реакции публики,
время латиноамериканских шампуней скоро кончится. Им на смену идет
проверенная временем ироническая драматургия, защищенная от дурного
вкуса. Конечно, легкий "выездной" спектакль с ограниченным числом
актеров и надувными декорациями не заменит серьезному зрителю
Шекспира и Достоевского. Но я абсолютно уверена, что для душевного
здоровья и во имя любви к ближнему лучше посмотреть "Интимную
жизнь", чем триллер с киллером или секреты диких тропиканок. К тому
же, не мешает лишний раз убедиться, что Михаил Боярский гораздо
интереснее на театральной сцене, чем в роли глуповатого
д'Артаньяна. Так что будете в Питере -- заходите в театр "Бенефис".

******************************************************

ЗАПИСКИ КОТА Б.Г.МОТА

Наталия ХОМЕНКО «Сегодня»

БУЛГАКОВСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Сразу видно, что столица празднует Новый год. Выходишь на улицу
и видишь: косяками и нестройными колоннами шествуют детки всех
возрастов; в одной руке -- крепкая ладонь мамы-папы, в другой --
картонный сундучок или шелестящий пакетик со сладостями.

Порадовать ребенка новогодним представлением, безусловно, хочет
каждый. Вопрос в том, что выбрать. Проще всего отправиться во
Дворец "Украина". Но, как сказал один специалист: всякий родитель,
который хоть раз повел своих чилдренят на эту "елку", на следующий
год туда уже ни в коем случае не сунется. Нет, артисты там заняты и
впрямь великолепные -- без дураков! Но вообразите, какую "неземную"
радость должен испытать ваш ребенок, наблюдая из тридцать восьмого
ряда партера, как на сцене копошатся микроскопические люди, львы,
орлы и куропатки и вслушиваясь сквозь гул тысяч соседских голосов в
микрофонный бас Деда Мороза... Ну да ничего, зал в "Украине" --
всего три тысячи мест, и даже двадцать представлений за каникулы --
это только шестьдесят тысяч. А населения в столице сколько? То-то!
Выходит, даже при аншлагах они могут работать каждый раз на новую
публику лет пятьдесят.

Отчего-то припомнился "Желтый ангел" Вертинского:

Звенят, гудят джаз-банды,
Танцуют обезьяны
И бешено встречают Рождество.
А я, кривой и пьяный,
Засну у фортепьяно
Под этот дикий гул и торжество.

В бесконечной череде новогодних утренников, спектаклей и "елок"
детский Сочельник (канун Рождества) в Доме Булгакова, без сомнения,
явление особое. Здесь нет приторных речей псевдо-Мороза и дородных
теть, которые с фальшивой улыбкой утверждают, что они "зайчики".
Здесь не дают мишурных представлений, а устраивают уютную домашнюю
"елку", куда приглашают исключительно друзей дома. Как в старинные
времена, когда в Доме рос мальчик Миша и его многочисленные братья
и сестры. Каждому предоставлена возможность раскрыть свои таланты
-- спеть, сыграть, прочитать стихи. Конечно, классическое чаепитие
с конфетами и мандаринами.

Дети (вот уж поистине "от 2 до 102"!), затаив дыхание, слушали
рождественскую сказку о мальчике Мише и добром ангеле Эле, потом
удивительная театральная художница Наталья Рудюк знакомила их со
своими ангелами-куклами, а после -- Рождество ведь! -- малыши
увидели выставку "Лики Христа".

Одна печаль -- этот праздник не тиражируется и билеты на него тоже
не продаются. Зато он дает понять, насколько важнее маленькому
человечку побывать на уютном торжестве, где каждому могут уделить
внимание, чем на пиру гигантомании от искусства. Так что, лучше уж
отправиться с ребенком в театр -- скажем, в маленькое "Колесо", где
идут "Приключения волшебного талисмана", в Национальную оперу на
"Щелкунчик" или в ТЮЗ, который прямо к Новому году выдал премьеру
"Пеппи Длинныйчулок".

******************************************************

ВЕРТЕП

Вечера у Андрея

Когда Мирослав Левицкий (лидер известной группы "Брати Блюзу")
начал приглашать музыкантов на традиционную рождественскую встречу
в Калуше, заинтересовались все. Но узнав, что праздник
благотворительный, и, естественно, заработать не удастся, многие
"съехали". А дело все в том, что уже в третий раз Мирослав и его
братья по группе собирают друзей ради того, чтобы поддержать семью
своего бывшего скрипача Андрея Валаги, который после фестиваля в
1993 году стал инвалидом. На этот раз музыканты расширили поле
своей благотворительности и внесли в список известного барда,
слепого от рождения Александра Войтко (Житомир), а также молодого
музыканта из Ивано-Франковска, больного церебральным параличом.
Мирослав Левицкий при поддержке фирмы Zinteko, фонда "Співчуття" и
ВАТ "Карпатнафтобуд" организовал конкурс молодых исполнителей
поп-рок-музыки, и 9 января состоится финальный тур. На следующий
день жители Калуша побывают на гала-концерте победителей конкурса и
популярных украинских артистов.

******************************************************

Причуды Рождества

Вот и пришло время "рождественских причуд". Именно так назвали
свою выставку Оксана Стратийчук и Иван Кириченко. Семейный
творческий дуэт выработал единую технологию: Оксана создает рисунок
для оттиска, а Иван дополняет его металлом и левкасом.

Чего только нет в акварелях Оксаны Стратийчук! Казалось бы,
классический натюрморт, а всмотришься -- и окажется, что это
изящная шутка, остроумная фантазия, где сосуществуют попугайчики с
человеческими лицами, невероятные и вероятные цветы и предметы. С
мужем художнице явно повезло: он способен сделать произведение
искусства даже из старой мебели.

Оксана Стратийчук и Иван Кириченко выставляются больше десяти лет,
их работы известны за пределами Украины и ценятся специалистами.
Вернисаж, продолжающий серию выставок творческого объединения
"Арт-архив", предварялся рождественским перформансом -- зажжением свечи.

******************************************************

Наталия ХОМЕНКО «Сегодня»

Мистерия по-луцки

С 8 по 11 января в Луцке состоится-таки III Международный
фестиваль театров кукол "Різдвяна містерія". Как говорится,
"вопреки и невзирая на". Фестиваль проходит раз в два года и был
назначен на январь 1998-го. Но тогда не нашлось... как вы думаете,
чего? Правильно: денег. Более того, в этом году их тоже не
предвиделось, так что все уже рассчитывали на Рождество-2000. Но
тут внезапно какой-то винтик повернулся и, сдвинувшись с мертвой
точки, фестивальный механизм заработал. Да еще с каким размахом!

В рождественский Луцк съедутся коллективы из Норвегии, Словении,
Румынии, Польши, Белоруссии, России и даже ЮАР. Оно и понятно:
форум-то проводится под эгидой Всемирной ассоциации кукольных
театров (УНИМА) и СТД Украины. Хотя, конечно, кукольники из ЮАР все
равно будут казаться блюдом экзотическим: ведь уникальная
особенность этого фестиваля состоит в том, что все до единого
театры показывают только и исключительно спектакли на тему
Рождества Христова.

Предыдущая статья | Следующая статья | Первая страница | "Голубой Огонек" | Архив | Поиск

back to Russian Cinema directory